Наставничество в сфере образования представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей работников образовательных организаций, а также студентов, проходящихстажировку (практику) в трудовом коллективе.
Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, независимо от возраста работников, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития.
Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей структурных подразделений образовательных организаций, наиболее опытных работников этих подразделений, хорошо знакомых с регламентом деятельности образовательной организации и обеспечивающих высокие результаты в области управления образовательной организацией или воспитания и обучения обучающихся, по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, самостоятельному выполнению обязанностей, повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной деятельности.
Наставничество устанавливается с согласия, как самих наставников, так и тех лиц, в отношении которых назначается наставничество.
Целью наставничества является оказание помощи педагогам, работникам образовательных организацийв их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков выполнения должностных обязанностей, адаптации в новых условиях развития образовательной системы школы, региона, страны.
Задачами наставничества являются:
- ускорение процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений работника, в отношении которых осуществляется наставничество;
- оказание помощи в адаптации к условиям осуществления образовательной деятельности;
- обучение работников образовательных организаций эффективным формам и методам работы, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- развитие у работников образовательных организаций интереса к педагогической деятельности, их закрепление на работе в сфере образования в конкретной организации;
- формирование квалифицированного кадрового состава и его стабилизация на уровне образовательной организации;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном коллективе.
- выработка у наставляемых высоких профессиональных и моральныхкачеств, добросовестности, инициативности, ответственности, дисциплинированности, сознательного и творческого отношения к делу, способности самостоятельно качественно выполнять должностные обязанности.