МБОУ "Каспийский лицей №8 имени Амет Хана Султана"
Каспийск
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    ЧТО ЗНАЧИТ «БЫТЬ ГОТОВЫМ К ШКОЛЕ»

    (Рекомендации педагога)

    Для родителей будущих первоклассников год перед поступлением ребенка в школу полон забот и проблем. Ведь надо многое понять и решить:

    • Готов ли мой ребенок к обучению в школе

    • В какую школу отдать

    • Какую программу выбрать для обучения ребенка

    • Что должен уметь ребенок, чтобы его взяли в выбранную вами школу

    • Что должны делать родители, чтобы облегчить ребенку обучение в первом классе

    • Роль первого учителя в жизни ребенка и его семьи

    Это неполный круг вопросов, которые волнуют родителей в первую очередь и на которые мы, сотрудники лицея, постараемся ответить.

    Учеба – новый вид деятельности ребенка.

    Начинать готовить ребенка к школе лучше за год до поступления в первый класс. Прежде всего, необходимо обратить внимание на состояние здоровья вашего малыша. Многолетний опыт врачей доказывает, что дети ослабленные, часто болеющие, имеющие хронические заболевания с трудом переносят новый непривычный режим и учебную нагрузку.

    Ребенок должен быть готов к новому этапу жизни и новому виду деятельности – учебной.

    Для успешного обучения в школе к моменту поступления ребенок должен иметь определенный уровень физической, личностной, умственной зрелости. Медицинская комиссия определяет уровень физической зрелости. Психолог и педагог определяют уровень личностной готовности ребенка к обучению:

    • Умение правильно строить свои отношения со взрослыми

    • Умение общаться со сверстниками

    • Отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи

    Психологическая готовность к учебной деятельности, сформированное желание учиться – вот самое главное при переходе ребенка к статусу школьника.

    Хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность – помогут ребенку привыкнуть к систематическому обучению, а значит, комфортно чувствовать себя в школе.

    Существуют так называемые «школьно-значимые функции», без которых не может быть успешного обучения по любой из программ. К ним относятся:

    • Развитие мелкой мускулатуры пальцев (тонкая моторика). Развитие руки связано с развитием определенных центров мозга.

    • Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: лево – право, верх – низ, центр

    • Умение действовать по правилам

    • Умение слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию

    • Понимать и удерживать в памяти в памяти инструкцию учителя и правильно выполнять её

    • Умение организовать свою деятельность

    • Умение осуществлять самоконтроль

    При подготовке ребенка к школе особое внимание надо уделить развитию речи:

    • Качеству звукопроизношения

    • Умению строить предложение, не нарушая связи слов в нем

    • Правильному употреблению предлогов

    • Умению отвечать на вопросы по прочитанному рассказу или стихотворению

    • Составлению предложений по одной картинке и рассказу по серии сюжетных картинок.

    Перед школой ребенка полезно показать логопеду, т.к. очень часто, привыкнув к речи своего малыша, родители не слышат имеющихся нарушений и дефектов.

    Учебная деятельность требует определенного запаса элементарных понятий и знаний об окружающем мире. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

    Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, считать и писать.

    Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться

    Л.А.Венгер, А.Л.Венгер

    ВАШ РЕБЕНОК САМЫЙ - САМЫЙ, ОН БУДЕТ ХОРОШО УЧИТЬСЯ, ПРЕОДОЛЕЕТ ВСЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, СПРАВИТСЯ СО ВСЕМИ НАГРУЗКАМИ – В ЭТОМ ВЫ НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ!!!!!

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Поступление ребенка в школу – это очень важный и волнительный момент не только для самого ребенка, но и для его родителей. Наверное, для родителей – даже более волнительный, чем для ребенка. Можно ли предугадать, успешным или неуспешным учеником будет Ваш ребенок? Я предлагаю вам сегодня рассмотреть проблему готовности ребенка к школе.

    Для успешного обучения ребёнка в школе важно, чтобы он обладал физической и психологической готовностью к школьному обучению.

    С физической готовностью всё ясно: она предполагает хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенную выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитую мелкую моторику руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

    А что такое «психологическая готовность»?

      «Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Л.А. Венгер) 

    Психологическая готовность к школе – понятие сложное, оно включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную и мотивационную подготовленность ребенка.

    Рассмотрим кратко каждый из данных компонентов.

    1. Интеллектуальная готовность

    Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.

    Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

    Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики его мышления, речи, внимания, памяти.

    1. Эмоционально-волевая готовностьнеобходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый, выполнять определенные задания и инструкции учителя.
    2. Коммуникативная готовность– наличие у ребенка качеств, благодаря которым он мог бы общаться с другими детьми, учителями.

    Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.

    1. Мотивационная готовность– это наличие у детей желания учиться. Все чаще говорят и пишут о том, что для обучения в школе важно не то, что знает и какими навыками владеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и навыками.

    Именно поэтому мне бы хотелось рассмотреть мотивационную готовность более подробно.

    От какого слова происходит слово «мотивационная»? От слов «мотив», «мотивация». Что такое «мотив», «мотивация»?

    Мотив (лат. moveo – двигаю) – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности

    Мотивация – это то, что управляет поведением человека, определяет его направленность, организованность, активность.

    Психологи отмечают типичные для старшего дошкольного возраста мотивы поведения.

    Среди них такие, как стремление действовать, как взрослые, и связанные с ними мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

    В  дошкольном возрасте появляются и развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения, которые реализуются в игровых ситуациях, ситуациях соревнования.

    Соревновательные мотивы также типичны для старших дошкольников; особенно мотивы соревнования (проявляющиеся в стремлении выиграть, быть первым) развиваются в связи с играми с правилами, физкультурно-спортивными занятиями, развивающейся продуктивной деятельностью – изобразительной, конструирования и т.д. «Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи» (Венгер Л.А., Мухина B.C.).

    Типичными для детей дошкольного возраста являются и игровые мотивы, связанные, прежде всего, с интересом к процессу игры, но также проявляющиеся в том, что дошкольники любое дело могут превратить в игру.

    Наряду с перечисленными, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются нравственные мотивы. Поведение ребенка все больше определяется нравственными нормами и правилами поведения, с которыми все шире знакомится ребенок в период дошкольного детства. Частью нравственных мотивов B.C. Мухина называет «общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу».

    Значительного уровня развития в старшем дошкольном возрасте достигают познавательные мотивы.

    Исследования психологов показывают, что при нормальном психическом развитии к 7 годам у ребенка формируется такая система мотивов, которая позволяет успешно включиться в учебную деятельность. Необходимо также помнить о том, что дети имеют разный темп психического развития. Некоторые дети опережают в психическом развитии основную массу сверстников, а другие отстают. Следовательно, совершенно естественна ситуация, когда один ребенок уже в возрасте шести лет и интеллектуально, и личностно (в том числе и мотивационно) готов к усвоению формальных знаний в условиях коллективного обучения в школе; другой же ребенок и в семь лет (а может быть, даже в восемь и старше) может сохранять психологические черты дошкольника и не удовлетворять требованиям школьного обучения.

    При всем своеобразии индивидуального пути развития отдельного ребенка для большинства детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерна определенная динамика мотивационных процессов. Развитие мотивационной готовности проходит в соответствии с тремя стадиями: для детей в возрасте 5-6 лет характерна стадия мотивационной неготовности к школьному обучению; у детей в возрасте 6-7 лет появляются первые признаки мотивационной готовности к обучению в школе; и лишь позже (чаще всего уже в процессе школьного обучения) появляются свойства мотивации, позволяющие говорить о зрелой мотивации ученика.

    По каким же признакам можно узнать, имеется ли у ребенка необходимая мотивационная готовность к школьному обучению?

    Прежде всего, это сформированность произвольности психических процессов и поведения, умение принять учебную задачу и стремление ребенка к овладению способами выполнения учебных задач.

    Кроме того, это положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе, к социальным формам и нормам поведения, в том числе к дисциплине; осознание необходимости обучения; интерес к школьному содержанию занятий и стремление к типичным для школьной обучения коллективным формам организации занятий под руководством учителя.

    Для диагностики мотивационной готовности у психологов имеются специальные диагностические методики. Чтобы выявить уровень мотивационной готовности ребенка, вы можете обратиться к специалисту-психологу.

    Что же делать, если в результате диагностики у ребенка выявлена недостаточная мотивационная готовность к школе?

    Не стоит расстраиваться, ведь мы с вами увидели, что для мотивов человека характерна динамика.

    Следовательно, в результате определенной работы с ребенком можно развить у него мотивы, способствующие успешному включению в учебную деятельность.

    Такая работа включает в себя разнообразные формы, дающие возможность показать разные стороны школьной жизни:

    • экскурсии в школу,
    • беседы о школе,
    • чтение рассказов и стихов школьной тематики,
    • рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,
    • рисование школы (рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться»),
    • интересные рассказы родителей о своей школьной жизни и др.

    Итак, подготовка к школе – это непростой процесс, поэтому здесь важна совместная работа и воспитателей, и психологов, и родителей.

    Что  нужно знать  ребёнку 

                                      при    поступлении   в 1 класс?

    Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребёнок, чтобы успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе. Данные навыки и умения покажут, как ребёнок ориентируется в окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе. Побеседуйте с ребёнком по вопросам приведённым ниже. Первый раз проведите такую беседу за полгода до поступления в 1 класс. Так вы сможете восполнить пробелы в знаниях и повысить уровень подготовки вашего ребёнка к школе.

    Вопросы (это минимум, который может быть дополнен):

    Назови своё полное имя, отчество и фамилию.

    Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

    Сколько тебе лет?

    Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.

    Кем работает мама? Кем работает папа?

    У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?

    У тебя есть друзья? Как их зовут?

    Сколько дней в неделе? Назови дни недели.

    Какой сейчас день недели?

    Какое сейчас время года?

    Сколько времён года? Назови их.

    Чем отличается зима от лета?

    Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.

    Какой сейчас месяц?

    *    Хорошо если ребёнок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?» , «Когда бывает холодно и идёт снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»

    Каких домашних животных ты знаешь?

    Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?

    Ты хочешь учиться в школе?

    Зачем надо учиться?

    Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с       учительницей?

    Какие профессии ты знаешь?

    Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

    Перечень умений и навыков ребёнка

                                       поступающего в школу в 1 класс.

    1. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
    2. Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
    3. Знать прямой и обратный  счёт в пределах двадцати.
    4. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
    5. Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребёнок  должен выбрать те, которые что-то объединяет.
    6. Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
    7. Находить сходства и различия между предметами.
    8. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
    9. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
    10. Запомнить 5-7 из 10 чётко названных простых слов.
    11. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок , одновременно продемонстрированных ребёнку в течение 30 секунд.
    12. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
    13. Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше – обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше – корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы – телёнок, а у лошади -?»
    14. Знать 10-12 основных цветов.
    15. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
    16. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
    17. Уметь общаться со сверстниками.
    18. Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
    19. Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
    20. Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

    Проверка готовности ребенка к школе: чек-лист

    Вот 20 базовых навыков, по которым можно понять, насколько ребенок подготовлен к обучению в общеобразовательном учреждении. Итак, перед поступлением в школу ребенок должен:

    • во время активных игр уметь совершать точные и плавные движения (например, ловить и бросать мяч);
    • быстро и без затруднений собрать мелкие и крупные объекты в коробку, сортировать их по формам, размеру и цветам;
    • прыгать на одной и двух ногах;
    • хорошо ориентироваться в пространстве, знать, где право и лево, верх и низ;
    • в течение 15-20 минут концентрироваться на одном деле, требующем терпения и выдержки;
    • понимать рисунки, простые схемы и объяснять, что он на них видит;
    • давать оценку событиям, историям и сказкам, сопереживать людям и оценивать реакцию окружающих;
    • представлять в уме;
    • пересказывать истории и рассказы;
    • рисовать как простые объекты (дерево, солнце, дом, реку), так и сложные сюжеты, проводить прямые и изогнутые линии, закрашивать рисунки, не выходя за контур;
    • лепить из пластилина и других материалов;
    • владеть ножницами, вырезать разные геометрические фигуры из бумаги;
    • запоминать события и фразы, места нахождения разных вещей;
    • слышать ритм и уметь его повторить;
    • считать до десяти;
    • уметь налаживать контакт с другими детьми и вежливо обращаться с окружающими;
    • самостоятельно себя обслуживать: надевать куртку, складывать вещи, завязывать шнурки, выполнять гигиенические процедуры, аккуратно есть и помогать по дому;
    • понимать смысл действий взрослых людей в общественных местах;
    • уметь просить о помощи;
    • знать свои ФИО, адрес проживания, дату рождения и возраст, времена года, названия животных и птиц с насекомыми, овощей и фруктов, видов транспорта.

    Задания для проверки знаний ребёнка в домашних условиях

    Расскажи о себе

    ❀ Попросите ребенка дать интервью о себе. Вы будете корреспондентом, а он будет отвечать на ваши вопросы:

    ♦ Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?

    ♦ Сколько тебе лет? Знаешь ли ты день своего рождения?

    ♦ Где ты живешь? В какой стране? В каком городе? Назови домашний адрес.

    ♦ В какие игры ты любишь играть?

    ♦ Какие книжки тебе нравятся?

    ♦ Что ты можешь рассказать о себе?

    ♦ Кем ты хочешь стать? Какая у тебя есть мечта?

    ♦ Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?

    Знайка

    ❀ Представьте, что ребенок — великий ученый, который может ответить на все вопросы. Попросите его дать ответы на следующие вопросы:

    ♦ Какие месяцы ты знаешь? В каком порядке они идут друг за другом?

    ♦ Назови одним словом: «Стол, стул, диван — это ...»; «Синий, красный, голубой — это «Тарелка, вилка, чайник — это ...»; «Учебник, тетрадь, пенал — это...».

    ♦ Найди лишнее слово: медведь, кот, коза; собака, лев, тигр; малина, клубника, огурец. Объясни свой выбор.

    ♦ Сколько звуков в словах: мак, дом, суп, лес, река, сани?

    ♦ Назови число на единицу меньше 5; на единицу больше 7.

    ♦ Чем похожи круг и овал? Чем отличаются круг и квадрат?

    ♦ Какое число стоит между числами 3 и 5?

    ♦ Что бывает раньше: обед или ужин; март или май?

    ♦ Какой транспорт называют наземным, какой — водным и какой — воздушным?

    ♦ Что общего между морковью и картофелем? А чем они отличаются?

    Слушаем и сочиняем сказки

    ❀ Предложите ребенку внимательно послушать сказку и ответить на вопросы, пересказать ее.

    ✏ Лев и мышь

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала ему тоже сделать добро. Лев громко засмеялся и отпустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

    (Л. Толстой)

    ❀ Вопросы к рассказу.

    ♦ Этот рассказ о добре или о зле?

    ♦ А кто кому сделал добро? Какое добро? Почему?

    ♦ Почему лев отпустил мышку?

    ♦ Почему лев засмеялся?

    ♦ Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не обманывать, не воровать, а этот рассказ чему учит?

    ❀ Попросите ребенка придумать сказку со смыслом (о добре, о взаимопомощи, о дружбе). Оформите его сказку иллюстрациями и сделайте его собственную книжку со сказками.

    Рассказ по картинкам

    ❀ Сделайте подборку картинок из сказок и попросите ребенка разложить картинки последовательно, так, чтобы получился рассказ. Пусть малыш расскажет историю, которую он «выстроил».

    Скопируй надпись

    ❀ На листе напишите четкими письменными буквами фразу: «Я ел суп» или «Он пил чай». Попросите ребенка скопировать фразу.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Вторник с 11:00 ч до 13:00 ч
    Среда с 11:00 ч до 13:00 ч

    Зачисление в первый класс

    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie